вторник, 20 октября 2020 г.

Нарушения эмоционально-личностной сферы детей и подростков

Эмоционально-волевая сфера - это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Расстройства эмоционально-волевой сферы и их коррекция, а также воспитание детей с данным типом дизонтогенеза - одна из центральных проблем современной общей и коррекционной психологии и педагогики. Эти дети с одной стороны - дезорганизуют учебно-воспитательный процесс в дошкольных и школьных учреждениях. С другой - сами становятся «группой риска», так как без специальной помо¬щи нарушения поведения становятся стойкими (патохарактерологическими). Поэтому организация системы специальной помощи, социальная адаптация и интеграция детей данной категории в ближайшее время становится приоритетной задачей для психологов, дефектологов и других специалистов. Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии детей и подростков сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности. Психологи считают, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка. - Работа по развитию эмоций поможет родителям и педагогам понять мир переживаний ребенка, лучше узнать его состояние в различных ситуациях, понять, что именно его тревожит и радует. Это позволит (при необходимости) уделить особое внимание малышу, который испытывает эмоциональный дискомфорт, помочь преодолеть и исправить отрицательные черты характера. Таким образом, окружающие ребенка взрослые смогут установить с ним доверительные отношения, а это в свою очередь сможет облегчить процесс воспитания и развития. Среди нарушений эмоционального развития в детском и подростковом возрасте первое место занимают тревожность, боязливость, страхи, агрессия, повышенная эмоциональная истощаемость, трудности общения, депрессия, дистресс. Следующие детерминанты в общих чертах ограничивают актуальное переживание и направление чувств: 1. Состояние всего организма, соматотип, особенности развития и функционирования органов чувств и двигательного аппарата (недостаточность или ограниченность этих функций в раннем возрасте зачастую необратимо поражают эмотивность). 2. Соответствие умственного развития возрасту. 3. Экономическое положение, питание, биоклиматические условия, социальная структура, культурный уровень среды и воспитание. 4. Положение ребенка среди братьев и сестер и в детском коллективе. 5. Характер преобладающей деятельности ребенка. Группу риска в плане появления эмоциональных нарушений составляют дети и подростки, склонность к тревожности у которых проявляется уже на 1 - 2 году жизни. Ранними проявлениями склонности к тревожности являются эмоциональная лабильность в сочетании с общим сниженным фоном настроения, плаксивость, ослабление аппетита, сосание пальцев и предметов. Ощущение беспокойства, которое постоянно испытывает такой ребенок, усиливает эмоциональную чувствительность, приводит к высокой ранимости и обидчивости. В целом для детей и подростков, входящих в группу риска, характерны высокая сензитивность, непосредственность (наивность), выраженность чувства «Я», инпрессивность (внутренний тип переработки эмоций), латентность (более постепенное раскрытие возможностей личности), неравномерность психического развития, обусловленная предшествующими факторами. Согласно результатам исследований, определенные страхи начинают развиваться у младенцев в возрасте 8-12 месяцев, что, возможно, связано с развитием познавательных процессов, в первую очередь, с развитием памяти. Так, ребенок может расплакаться, если мама надела новую шляпу или папа сбрил усы. Возникновению страха в этом возрасте, как правило, предшествует переживание неопределенности, неспособности разобраться в том или ином явлении. В то же время имеются все основания полагать, что предпосылки появления боязливости закладываются еще раньше в связи с неудовлетворением 3 базовых потребностей ребенка (когда взрослые не реагируют на плач младенца, независимо от того, в чем его причина: в том ли, что он мокрый, голодный, либо он просто не хочет быть в одиночестве). Самым распространенным страхом в конце первого года жизни является страх перед незнакомыми людьми. Особенно остро переживает ребенок в этом возрасте отсутствие эмоционального контакта с матерью. Если мать сдержанна, редко берет ребенка на руки, мало разговаривает с ним, у него возникает беспокойство и страх. К этому же результату приводит и неоправданно строгая позиция родителей. Достаточно часто такую позицию занимает отец, и это способствует невротизации привязанности ребенка к матери и боязни разлуки с ней. Третий фактор, определяющий появление страхов у детей раннего возраста, - излишняя заботливость родителей. Ребенок чутко улавливает их эмоциональное состояние и на их обеспокоенность реагирует беспокойством и страхом. Излишняя заботливость часто связана с личностной тревожностью матери, которая в подобном случае устанавливает симбиотические отношения с ребенком и пытается оградить его от всех жизненных неприятностей, тем самым «привязывая» ребенка к себе. В результате у ребенка развиваются пассивность и зависимость, оставшись без матери, он испытывает чрезмерное беспокойство и страх. Так, по мнению А. И. Захарова, если мальчики 5 - 7 лет в воображаемой игре «Семья» выбирают роль не отца, а матери, это означает, что страхов у них больше, чем обычно встречается у их сверстников. Но наиболее травмирующим является четвертый фактор - неспособность родителей признать свое раздражение по отношению к ребенку, что является следствием существующих в обществе культурных норм и установок. У ребенка же эта ситуация вызывает чувство собственной неполноценности из-за неспособности разобраться в рассогласовании между тем, ЧТО говорит родитель и КАК он это говорит. Из работ О.Ю.Пискун выделим основные причины нарушения: 1. Минимальный контакт с малой группой; 2. Cоциальные и бытовые основания; 3. Игры и фильмы, не соответствующие его возрасту 4. Пережитые стрессы 5.Умственная отсталость. 6. Другие предпосылки формирующие у ребенка чувства неполноценности. Эмоциональные-личностные нарушения у детей старшего дошкольного возраста Процессы практически, что и в раннем детстве, только более глубоко и длительно протекают. Застревание в негативном состоянии, отчужденность, истерики. Внутри такой ребенок остро воспринимает любую эмоциональную реакцию страхи, не соответствующие его возрасту, мнительность. У ребенка группы норма процессы, связанные с высоко-эмоциональной реакцией быстро возникают и быстро растворяются. Детям дошкольного возраста не свойственны такие характеристики как осторожность, безопасность для этого взрослый и обязан контролировать ребенка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Я всегда рада Вашим комментариям!

Проект "Книга памяти"

Коллективом группы №2 был презентован продукт краткосрочного проекта "Книга памяти", организованно совместно с воспитанниками и их...